ГАРМОНИЯ
Гармония, гармоничность. Что в первую очередь приходит на ум в сочетании с этими словами? Конечно, музыка! Именно поэтому я пытаюсь найти в закономерностях различных процессов на Земле, их ритмичности, музыкальную аналогию. Точнее говоря, я ищу людей - музыкантов, композиторов, специалистов в музыкальной акустике - готовых заразиться моей болезнью, так как я сам не музыкант и ничего не смыслю в музыкальной акустике.
... Лет 10-15 назад я из любопытства принялся анализировать (сначала на самом примитивном уровне - т.е. собирал, как-то систематизировал и просто глазел на разные данные, потом, использовал некоторые методы статистики, вернее - специалистов-статистиков) поведение магнитного поля Земли за последние ~600 миллионов лет (в геологической истории этот период называется фанерозоем и характеризуется резким ускорением развития жизни на Земле, появлением все новых и новых ее форм и т. п.) и сравнивать с различными геологическими событиями, происходившими в то же время. Магнитное поле Земли по современным представлениям связано с движениями в жидком ядре Земли, а его изменения длительностью порядка многих миллионов лет – с неоднородностями на границе ядра и мантии. Таким образом, по поведению магнитного поля Земли мы можем судить о движениях у ядра Земли, а геологические события рассказывают нам о движениях у поверхности Земли, в частности, по палеомагнитным данным мы следим за горизонтальными перемещениями крупных литосферных блоков (то, что называется дрейфом континентов). В результате обнаружился целый ряд любопытных закономерностей, в том числе определенная ритмичность всех процессов, почти синхронная у ядра, и у поверхности Земли. Конечно, разложение на составляющие (обнаружение периодов, выделение особенностей) не характеризует КАРТИНУ В ЦЕЛОМ. Но специалистам бесполезно доказывать. Они, знай, твердят - "Хочешь увидеть закономерности - проведи спектральный анализ своих данных", забывая знаменитую фразу: "Если разложить утку на молекулы, это уже не будет утка!".
Наконец, Саша Ландер попытался перевести на музыкальный "язык" только одну характеристику магнитного поля Земли - частоту изменений знака поля (как известно, время от времени магнитные полюса Земли меняются местами), не учитывая колебаний величины и направления поля.
Получилось однотонное попискивание разной длительности, вроде игры пастушка на свирели, напоминающее некую мелодию. Но все равно было дико интересно - поразительно - мы слушали "голос Земли" за 600 миллионов лет, сжатый примерно в 1 минуту! Я таскал эту запись на всевозможные конференции, поражал аудиторию... и все! Дальше дело не пошло. Прагматики-физики не увлеклись романтической стороной познания...
Несколько лет назад я продолжил сбор и анализ материала, но уже за более длительный срок - за 1700 миллионов лет (этот интервал называется неогеем - начало и развитие новой жизни). Рассмотрел, с одной стороны, изменения величины, направления и знака магнитного поля Земли, характеризующие движения у ядра Земли, и, с другой стороны, средние скорости движений основных континентальных блоков литосферы и развитие жизни на Земле, характеризующие процессы у поверхности Земли.
Обнаружилось, что в течение 1700 миллионов лет существовали два главных режима генерации магнитного поля Земли:
1) длительные интервалы устойчивого состояния поля, охватывающие многие десятки миллионов лет, когда оно практически не меняло своего знака, такое состояние поля характеризуется "самоподобием", т.е. несмотря на случайный характер колебаний, такие интервалы довольно регулярно (закономерно) повторяются, примерно через каждые 160-200 миллионов лет (в течение неогея их набирается около десятка);
2) неустойчивое близкое к хаотическому состояние поля, когда знак его менялся очень часто и незакономерно во времени: колебания, как правило, не образуют периодов, они не регулярны и в 95% случаев "периоды" представляют собой "всплески", состоящие из одного-двух колебаний, к тому же колебания разных характеристик поля (величины, направления, знака) обычно не синхронны; более того, нередко "периоды" плавно меняются со временем.
Судя по поведению всех рассмотренных характеристик, ритмичность (некие не строго периодичные колебания) большинства процессов, как у ядра, так и у поверхности Земли или синхронна или вторые отстают от первых. Отставание свидетельствует о том, что определенные процессы на поверхности Земли вызываются процессами у ядра. Величина отставания соответствует скорости передачи энергии от ядра к поверхности Земли (4-10см/год) и согласуется со средними скоростями дрейфа континентов.
В то же время отсутствует прямая связь между интенсивностью процессов у ядра и у поверхности Земли, следовательно, связь процессов у ядра и у поверхности Земли не является причинно-следственной. Запись магнитного поля ничего не говорит о механизме его генерации. Это все равно, что пытаться по магнитной записи кинофильма или музыки определить имя, рост, возраст и другие характеристики оператора. Зато можно сделать некоторые предположения о механизме, приводящем к СИНХРОННОСТИ событий в столь удаленных областях Земли как ее поверхность и ядро. Это может быть механизм, вызывающий изменения скорости вращения Земли и/или угла наклона оси ее вращения в результате, например, изменения положения континентов на поверхности Земли, в результате эволюции системы Земля-Луна и т.п....
Но я хотел говорить о гармонии в земных процессах, их «музыкальном» выражении. Снова встал вопрос о привлечении музыкантов, композиторов, специалистов по музыкальной акустике... И снова первые твердят, что музыка пишется по вдохновению, по настроению, но не от взгляда на какие-то кривульки или цифирьки, а третьи твердят о спектральном анализе. А я верю, что хаос в поведении процессов у ядра и у поверхности Земли только кажущийся, так как мы рассматриваем его на примитивном уровне спектрального анализа. Разве можно передать через спектральный анализ, через любые методы современной статистики единое звучание симфоний Моцарта, Бетховена, Чайковского?
...И свершится мечта, найдутся понимающие люди и мы услышим в ритмах жизни Земли, в кажущейся их какофонии... БОЛЕРО РАВЕЛЯ...
Москва, 1999