1989
КРЫМ ПРОДОЛЖАЕТСЯ.
После чернобыльской трагедии по стране пошло мощное движение против атомных электростанций. Пошли комиссии по проверке строительства, состояния АЭС (мне довелось быть в комиссии по Татарской и Башикорской АЭС. Организована деятельность комиссии была очень ловко - она разбита на группы специалистов, которые должны дать заключение по своей узкой области, например, состояние грунтовых вод, тектоническая информация, сейсмичность. Каждая "область" в отдельности ни о чем еще не говорит, нужно рассмотреть все данные В СОВОКУПНОСТИ, а это не дают сделать. В результате получается более или менее положительное заключение, хотя эксперты по каждой "области" ссылаются на необходимость объединения данных и только тогда можно, мол, делать полноценное заключение).
Принялись и за Крымскую АЭС. ИМР должен дать заключение о геолого-геофизической ситуации, а АЭС почти готова, вот-вот начнут завозить "горючее". Для долгосрочного прогноза тектонического состояния Э.Тихоненков приглашает участвовать и нас - палеомагнитологов. Заключается договор. И мы приступаем. Идея простая: отобрать детально серию разрезов верхнеголоценовых осадков в районе Крымской АЭС, чтобы охватить палеомагнитной записью примерно последние 2000 лет. Естественно, на таких расстояниях записи вековых вариаций магнитного поля Земли должны быть одинаковы, отклонения же от них есть результат местных тектонических, оползневых и других механических движений. Если вертикальные наклоны (вращения вокруг горизонтальной оси) геологически часто фиксируются достаточно уверенно, то вращения вокруг вертикальной оси геологическими методами практически не улавливаются, тем более в рыхлых голоценовых осадках. Идея-то простая, но никто ничего подобного делать не пробовал. Получится ли?...
4-7 сентября. Итак, новый бархатный сезон. Прибыли во Владиславовку (поезд Москва-Керчь, на поезд Москва-Феодосия билеты не достали) с кучей барахла и аппаратуры. Поймали три такси и доехали до поселка Курортного - на старую свою базу - пионерлагерь "Коктебель". Тот же любезный директор, те же три вагончика для лаборатории и жилья. Расставили более или менее все по местам. Натянули тент перед вагончиком - это наша кухня-столовая. Получили в лагере постельное белье и другие домашние причандалы, кое-что приобрели для хозяйства. Наладили и запустили аппаратуру. Володя Павлов с водителем (привезли "своего" из Москвы) приняли в Симферополе в ИМРе автомашину ГАЗ-66, некоторое полевое снаряжение и пригнали на базу. Приехал Витя Чмерев. Отряд в полной готовности. Завтра начинаем!
8-9 сентября . Рекогносцировка по голоценовым объектам в районе Крымской АЭС. Сначала едем в Семеновку (база одной из партий ИМР), гонимся за начальником экспедиции А.К.Авгитовым. Догоняем. Выслушав нас, он направляет с нами геолога-четвертичника Володю Кондрашова. Двигаем по северному побережью Керчинского полуострова или, если угодно, по южному побережью Азовского моря. Это голоценовые пески и глины по северному побережью полуострова Казантип, залива Золотого, городища древних греков у залива Золотого, в бухте Генеральской, на мысе Зюк.
Первый отбор начали на северном побережье Казантипа. Чудесные бухты, украшенные известняковыми скалами экзотически-причудливых форм, чистый ракушняк-песочек, теплое, тихое, прозрачное море... По двум сторонам оврага, видимо, тектонического происхождения, прослеживаются на одном уровне (значит одновозрастные) голоценовые, по утверждению Володи Кондрашова, террасы делювиальные песчано-глинистые. Отбираем для пробы разрез с восточной стороны оврага. У нас нет приспособлений для отбора материала. Действуем примитивно кустарно - зачищаем сначала лопатой потом более аккуратно ножом горизонтальную площадку (по уровню!) и вертикальные плоскости, образуется эдакая прямоугольная призма, отрезаем строго ориентированный кус (научно-геологически такой образец называется ШТУФ) сантиметров 20 длиной и сантиматров 10 в поперечнике и таким манером "нарезаем" непрерывный разрез от верхней почвы и растительности по вертикали вниз метра 2-3. Потом каждый штуф нежно относим в тень, аккуратно укладываем и тщательно пропитываем смесью силикатного клея с водой, иначе, чуть подсохнув, такой кус развалится (если глина) или рассыплется (если песок)...
Купаемся голышом в благодатной воде Азовского моря и везем подсохшие проклеенные штуфы на базу в "Коктебель".
10-14 сентября. Начинается самая муторная и противная часть работы. Каждый штуф с помощью ножей и ножовочных полотен нарезается на горизонтальные дольки толщиной 2см. Из долек пилятся кубики размером 2см. Те, что не рассыпались в ходе такой процедуры (важно, чтобы из каждой дольки сохранились хотя бы 2-3 кубика), снова пропитываются смесью клея и воды, сушатся. Просто жуть! После этого кубики готовы к измерениям, нагревам и прочим процедурам для выявления палеомагнитной записи. При первой возможности от такой "приятной" работы Володя Павлов использует некий повод и смывается в Симферополь, зато появляется неожиданно Слава Сафонов и активно подключается к разделке - герой-доброволец (впрочем, не совсем доброволец - он соучастник "дела" от ИМРа).
Отправил письмо Сергею Пивоварову - нужна информация о возрасте и т.п. исследуемых осадков... Пока ничего нового. Поднялся жуткий ветер и Черное море остыло до 15 градусов, правда, к 14 сентября снова "нагрелось" до 18-19... Отбор одного разреза занял день, а "нарезание" кубиков целых 4 дня!
15-16 сентября. Бесконечная степь... посреди нее лежит человек на телогрейке и читает книгу...
Мы едем к голоценовым осадкам залива Золотого. Отбор из Ново-Азовской делювиальной террасы. Это для сравнения с Казантипом. Разрезы Казантипа всего в 1-2км от АЭС, а тот, что отбираем сегодня - в 30км. Ракушечный песок, пляж, тихое мелкое Азовское море, только чайки да иногда проносятся военные самолеты, нарушая идиллию... Кончили здесь отбор в трех местах и к вечеру снова вернулись на Казантип (естественно, предварительно искупавшись), переночевали и отобрали здесь еще два разреза.
17 сентября-5 октября . Разделка штуфов на кубики, дорезали только 5 октября. Параллельно ведем измерения, термочистку, обработку результатов измерений.
-------------------------------
Между делом смотался в Ош - на геодинамическую школу - читал лекцию с практическими занятиями по палеомагнитным магнитотектоническим исследованиям в сложных тектонических условиях, в частности, при изучении офиолитов (остатков исчезнувших океанов). Незабываемые экскурсии на вертолете с показом типичных плитотектонических ситуаций (вел экскурсии не я, конечно, а или местные геологи, или Андрей Перфильев, я же был скорее в роли студента).
---------------------
6-15 октября. Остались вдвоем с Витей Чмеревым. Мерим, греем, считаем, пытаемся дозвониться в Симферополь. Очень хочется показать результаты, а они совершенно ошеломляюще удачные. На фоне вариаций направления магнитного поля Земли зафиксированы несомненные местные механические движения - вращения вокруг вертикальной оси трех типов: 1) плавный поворот до 30-50 градусов в течение многих сотен лет; 2) резкий "скачок" - в течение менее сотни лет поворот на 10-20 градусов (точнее о продолжительности такого "скачка" мы говорить не можем, так как на мощность осадка 2см - это размер кубика - приходится примерно около сотни лет, скорее всего такой "скачок" может происходить еще быстрее); 3) смена знака вращения - блок осадков крутился, к примеру, по часовой стрелке, а потом резко изменилось вращение на противоположное - стало против часовой стрелки. При этом по двум сторонам оврага -разлома блоки вращались В РАЗНЫЕ СТОРОНЫ - на востоке по часовой стрелке градусов на 20-30, а на западе - против часовой стрелки на 30-40 градусов, т.е. как бы овраг "раскрывался". Значит обе стороны оврага "развернулись", в общем, относительно друг друга более 50 градусов. Подобная картина получилась и в заливе Золотом. Там, правда, нет оврага, только небольшая седловинка между двумя участками отбора образцов из уступа одной террасы, но здесь блоки вращались навстречу друг другу.
Главный вывод из всего этого - за последнюю тысячу лет в районе АЭС были существенные местные механические движения, скорее всего оползневые, возможно связанные с сейсмичностью района.
Наконец, приехали Привалов и Тихоненков. Я им все это радостно излагаю. Опять старая песня - как это мог геолог пропустить такое большое вращение блоков на таком крохотном "пятачке". Этого не может быть... и далее по Чехову - "потому что не может быть никогда". Начинаю сначала - если произошел поворот на ОДИН градус за десять лет – вы это можете заметить? - Нет. - Значит, за сто лет - сколько? – десять градусов. - Правильно. Заметите? - Нет. - Значит, за 1000 лет? СТО ГРАДУСОВ!.. Опять начинается крик. Нет, все-таки "здравый смысл" неистребим!.. Следующий пункт "претензий" - какова природа этих значительных вращений. Объясняю - вопрос не ко мне. Я "читаю" запись поведения магнитного поля Земли и по ней КОСВЕННО сужу о механических движениях по нарушениям записи вариаций поля. Объясняю - если у вас есть запись, допустим, какой-нибудь мелодии, песни, оперы, все равно, что вы по этой записи можете сказать о механизме работы магнитофона, о месте, где была выполнена запись, или о возрасте, поле того специалиста, который делал запись? Ни-че-го. Вы просто слушаете песню, оперу, и радуетесь, если она вам нравится...
…Не думаю, что наши результаты, хоть как-то повлияли на решение - Крымская АЭС вскоре была закрыта. Скорее это было решение политическое...
16 октября. Сегодня уезжаем в Москву. Погода в октябре стоит изумительная, даже слишком жарко, во всю купаюсь, и сегодня...