logo
Лаборатория Главного геомагнитного поля и Петромагнетизма
russian | english  

 Лаборатория
 
 На нашем сайте
Интер-семинар
Программы
Литература
Форум
Фотоальбом
Видео
 
 Другие ресурсы

Полезные ссылки
Лаборатории
Персоналии
Мы помним...

 
 Контакты
Наши координаты
 
 Поиск по сайту
Сотрудники - Печерский Диамар Михайлович

1987

КРЫМ ЕЩЕ РАЗ

5 сентября . Действительно бархатный сезон –я не только с женой, а еще и с внуком, Леша Диденко не только с женой, а еще и с двумя детьми... Приехали в Феодосию. Ищу встречающих. Никого. Расстроенный ловлю такси и тут обнаруживается "свой человек" Витя Чмерев. Немножко поторговались с водителем и поехали, и приехали на биостанцию при Карадагском заповеднике, где собираемся работать. На биостанцию с машиной не пускают. Идем пешком. "Фасад" биостанции хорош – павильоны с дельфинами, с тюленями-котиками, парк. Дальше - хуже. Попали на задворки станции, за котельной крохотный участок "для приезжих" - вагончики, домик, палатки. Кое-как устроились. Леша и Витя пилят образцы, отобранные в Корякии. Местное начальство ругается – оказывается, мы вселились "нелегально, не согласовав...

6-8 сентября. Утряска, разговоры с Тихоненковым (по телефону), с начальником станции Вронским и его заместителем Емельяновым (воочию) и... нас выгоняют!! Только тогда примчался Тихоненков, тыкает начальству договор о совместных со станцией работах, под которые и мы прикатили. Пропуск в заповедник получаем, но с участка все равно гонят. Не быть бы счастью... в темпе с Эриком нашли и тут же арендовали место для базы в пионерлагере "Коктебель", который с конца августа пустует, - пусть нам будет хуже. Прямо на берегу Черного моря корпус трехэтажный с вполне приличными комнатами, где мы собираемся жить, а для палеомагнитной лаборатории снимаем в том же лагере вагончик-балок. Перед корпусом парк, прекрасный розарий, всевозможные спортивные площадки. (Впечатление несколько портят кругом натыканные пионерские лозунги, слишком их много.) С этого момента все пошло на лад. Узнаю, что из Киева приезжает отряд геологов работать на Карадаге. Руководитель отряда Довгаль. Не самая редкая фамилия (тот же Кузнецов по-русски, Смит по-английски, Шмит по-немецки и т.д.). А в Киеве работает наш СЕЙМЧАНЕЦ Юра Довгаль, я его с Сеймчана не видел, т.е. 27 лет. Приезжает отряд. Останавливается на биостанции. И я туда заявляюсь. Хожу кругами вокруг их машины, хорошая машина с прицепом - моя мечта. Оборудовать бы в прицепе палеомагнитную лабораторию, возить и ставить где угодно, машину отцепил и в маршрут... Подойти не решаюсь. Он ли это? А если и он, столько лет прошло - узнаем ли друг друга. Наконец решился. И узнали! И такая радость! С ним его жена Лиля (тоже, естественно, сеймчанка). После первых объятий и восторгов зову Юру и Лилю на нашу базу - показать их Рене, поболтать и т.д. Чудесно прошел вечер "воспоминаний". И это еще не все. Юра отлично знает Карадаг и с радостью берется его нам показать, быть гидом в наших маршрутах! Вот это уже тройная удача как минимум!

9 сентября. Первый маршрут. Гид - Юра Довгаль. Просмотр обнажений по берегу моря от "хребта" Лобового (под биостанцией) до стенки Левинсона-Лессинга. Надо сказать, что на Карадаге чуть ли не каждый камешек "именной". Юра - великий патриот Карадага и все эти наименования отлично знает, какие-то и сам давал. Так, например, по пути он показывает нам небольшую конусообразную вершинку - "Шапка Мономаха". "Сахарную голову" - скалу с лавовыми натеками сверху - эффектное зрелище.

10 сентября. Маршрут в район "Чертова камина". Гид - Юра. Нужно довольно высоко подниматься по склону вулкана. Где-то на полпути Юра предлагает нам подниматься дальше и подождать его у Камина. Здесь он кое-что "посмотрит". Юра не хочет говорить, что ему в один присест тяжело подняться - сердце... Мы "делаем вид" и топаем дальше. Добираемся до Чертова камина. Это огромная скала как большой палец. С одной стороны "палец" срезан. В нижней части среза - "очаг камина" - площадка, от которой как павлиний хвост радиально расходятся лучи - трещины отдельности времени остывания лавы... Нас догоняет здесь Юра. Пока он отдыхает, обсуждаем всякие геологические проблемы, от частных местных, до глобальных. Юра - ярый сторонник геосинклинальной теории, заядлый фиксист. Следовательно, он полностью игнорирует нашу палеомагнитную информацию. Я ему и геологические доводы, и такие простые - если не верить палеомагнитной записи, как ты можешь верить магнитофонной или видеомагнитофонной записи - принцип совершенно идентичен! Кажется, нашла коса на камень. Оба орем. Спохватывюсь - передо мной сидит родной человек - сеймчанец - с больным сердцем. Черт с ними со всеми теориями и спорами, как известно, они не стоят одной слезинки ребенка. И я стараюсь все свести к шутке. Кажется, Юра успокаивается. Победила, как говорилось, дружба. И мы двигаем дальше. Недалеко от Чертова Камина "Мертвый город" - серия торчащих останцов на сравнительно пологой площадке. Сверху видны "Золотые ворота" - в воде торчит скала с большим отверстием, действительно выглядящая как ворота. Через "ворота" свободно может проплыть большая лодка.

11-14 сентября. Пилим и ждем машину для окончательного переезда с биостанции в лагерь "Коктебель". Окончательно переезжаем в "Коктебель". Устанавливаем здесь аппаратуру, устроились сами. Пилим-мерим.

15 сентября. Маршрут на хребет Кой-Кая - это северный отрог Карадага, со стороны Планерской (Коктебель, не путать с нашим лагерем). На сей раз, нас сопровождает Емельянов, он геолог и поэтому относится к нам более лояльно, чем Вронский.

16-17 сентября. Пилим-мерим. Одновременно договариваемся с биостанцией и пограничниками о маршруте на лодке вдоль Карадага. Здесь сплошные вертикальные обрывы с небольшими бухточками. Вот в эти бухточки мы и хотим попасть. Все формальности соблюдены. Плывем завтра.

18 сентября. Замечательный маршрут по бухточкам Карадага. Проплываем скалу Парус, скалу Иван-разбойник, Спящий Лев, Слон, проходим через Золотые Ворота и оказываемся в бухте Южной Сердоликовой. Отвалившаяся глыба-скала - Баба-яга. Работаем, в смысле отбираем образцы из потоков, даек. Потом перебираемся в Бухту-Барахта. Работаем. Дальше бухта Пурцолановая. Бухта Эхо. Еще и ухитряемся отбирать образцы лав из вертикальных стенок прямо с лодки. Естественно, в каждой бухте работы завершаем купанием в море. Полное блаженство. Самый эффектный и приятный маршрут!

19-23 сентября. Перепилили и перемерили все образцы Карадага. Результаты впечатляющие. Надежно и четко сработали и тест складки и тест галек. Для теста галек были отобраны образцы обломков базальтов из вулканических брекчий. В данном случае вулканическая брекчия представляет собой вулканический пепел, в котором сидят обломки базальтов разной величины - от мелочи до крупных глыб. Палеомагнитные направления от обломка к обломку распределяются хаотически, значит, обломки базальтов сохранили направления намагниченности, приобретенной до попадания обломков в брекчию - это и есть положительный тест галек. С другой стороны, извергались-то базальтовые ЛАВЫ, т.е. это была дико горячая жидкость. Ни о какой намагниченности в это время говорить нельзя. Если бы в брекчию попали такие горячие ошметки лавы, то они приобрели бы намагниченность в процессе остывания, когда все эти обломки уже спокойно лежали, и для всех для них намагниченность бы имела ОДНО И ТО ЖЕ направление. Хаос же этих направлений говорит о том, что после того как обломки базальтов остыли, они еще покувыркались по всякому и только после этого спокойно улеглись в пепле брекчии. Это важный геологический факт: образование брекчии "холодное", и пепел, и обломки в нем отлагались как осадок. Разная магнитная полярность говорит о достаточно заметной продолжительности активности вулкана Карадаг. В ряде объектов мы "прихватили" и переход от обратной (более ранней) к прямой полярности магнитного поля Земли. При этом выделяются два этапа вулканизма, разделенные тектоно-вулканическими деформациями. Соответственно, породы первого этапа (обратная магнитная полярность и переход к прямой) заметно деформированы, тогда как залегание пород второго этапа практически не нарушено. Как видно по палеомагнитным склонениям (примерно, 140 градусов) и пород Карадага, и других изученных нами юрских пород Горного Крыма, со времени юрского вулканизма Горный Крым крутануло по часовой стрелке почти на 180 градусов. Такой результат несколько ошарашил ИМРовских геологов, даже принимающих плитотектоническую концепцию, в частности, и Тихоненкова, и Привалова. Работает пресловутый "здравый смысл": как это можно? Начинаю с примитивного примера - за 10000 лет поворот на 1 градус возможен? Смотрят на меня как на психа - Конечно, о чем разговор! - Значит за 100000 лет сколько? – 10 градусов. - Возможно? - Несомненно. - Двигаем дальше, тогда за один миллион лет сколько набежит? - 100 градусов... и тут же, как черт от ладана, отмахиваются - это невозможно! Сказка про белого бычка – начинаю сначала - за 10000 лет - на 1 градус возможно?.. Задумываются... но сомневаются... пока сомневаются, привыкнут!

24-26 сентября. Двигаем в район мыса Фиолент. Это возле Севастополя. Едем через Симферополь, где нам оформляют пропуск. По пути, в Приветном забираем с собой С.Пивоварова. Фиолент - это роскошные отвесные красно-черные базальтовые скалы с белыми "крышами" известняков и совершенно прозрачное море под ними. Настолько прозрачно, что воды не видно, когда смотришь сверху, и плавающие парят в воздухе над скалами, частично покрытыми растительностью (это скалистое дно с водорослями). Нас интересует "черная" часть скал - это преимущественно пиллоу-лавы, шары, подушки и т.п. - подводные излияния, и пронизывающие их дайки. Вдоль мыса узкий пляж. Местами он исчезает, но к счастью море здесь достаточно мелкое, и такие места "преодолеваем" вброд, что совсем не неприятно. Погода отличная, море теплое... Все стадии работы, естественно, сопровождаем регулярными купаниями. Ночуем на площадке над морем, без палаток, из кукуля любуюсь очередной раз звездным небом, и каждый раз - с восхищением. И успокаивает величие Вселенной, и на философию тянет, по сравнению с НЕЙ до чего мелки наши земные проблемы, вроде мышиной возни, но во время засыпаю...

Закончив работы на Фиоленте, полдня любуемся Севастополем. Вечером, завезя С.Привалова, в Феодосию, мы дома в "Коктебеле". Спасибо, Сергей, великое за скалы и море Фиолента!

Володя Рыбаков показал нам на скорую руку пару здоровенных глыб-олистолитов пермских известняков, когда-то свалившихся в юрское море. Отбираем из слоистых известняков ориентированные образцы, чтобы узнать палеошироту, на которой эти известняки отлагались в пермском море. Милое местечко - старый карьер, поблизости большой карьер Лозовский. Там взрывают, но до нас не долетает. Осмотрели еще две глыбы, но там совсем не видно слоев, значит нельзя восстановить палеошироту, отбирать образцы не стали. Приехали на базу МГУ в село Прохладное, оно же Партизанское, оно же Мангуш. был я здесь сорок лет назад, студентом второго курса, на первой геологической практике. Все теперь не так, признал только гору Шелудивую... Заночуем здесь, среди теней прошлого, а с утра - на новые объекты Рыбакова, объекты - так себе...

Собираемся домой. В кабину нашей машины засовывается чернявая усатая голова, изо рта вместе с мощной волной алкогольного перегара выплескиваются слова: "Браток, заедем на поляну, там ждет пастух, отвезем вниз овцу". Едем. Действительно, стоит тощий и тоже весьма "набранный", наверное, он и есть тот самый пастух. Около него штук двадцать овец. Он тихо подбирается к овцам, бормоча ласковое. Овцы не верят и разбегаются. Тогда он вдруг кидается "рыбкой" как вратарь за мячом - за овцой, пытается ухватить ее за ногу. Промахивается. Овцы удирают. Вокруг "советчики" матерят "вратаря", а мы уезжаем под крики, что овца ЩА будет.

27 сентября-9 октября. "Приятная" новость - Гришин не приедет. Пилим-мерим, обрабатываем. Что-то сбилось в ЭВМ, запускаем старый безотказный ручной способ обработки - палетка и сетка Вульфа. Витя ухитрился наладить машинку и вновь перешли на "современную" обработку. Погода с 29 сентября резко испортилась: ветер, холодно, временами дождь...

Рассказал геологам заповедника о наших результатах по Карадагу, предлагают продолжить работы в следующем году. Написал отчет по Карадагу, на биостанции нашел пишущую машинку, отпечатал его и сдал начальству заповедника. Так полагается - если работаешь в заповеднике, необходимо сдать отчет о проделанной работе.

Тихоненков в командировке в Киеве. Не дождавшись его, закругляемся, улетаем в Гагру погреться, оттуда в Ленинакан на конференцию, потом - Москва...