logo
Лаборатория Главного геомагнитного поля и Петромагнетизма
russian | english  

 Лаборатория
 
 На нашем сайте
Интер-семинар
Программы
Литература
Форум
Фотоальбом
Видео
 
 Другие ресурсы

Полезные ссылки
Лаборатории
Персоналии
Мы помним...

 
 Контакты
Наши координаты
 
 Поиск по сайту
Сотрудники - Печерский Диамар Михайлович

1977

ТЕБЕРДА

Теберда. Едем сюда, чтобы сравнить палеомагнитные результаты по Закавказью с Большим Кавказом и Предкавказьем. Состав отряда почти тот же, что и в прошлом году, включая и дочку Лизу - повариху.

23 июля . Приехали. Поезд опоздал на полтора часа. Сам город (скорее большой поселок) не понравился, общий же вид долины реки Теберды и окрестностей превосходный (Гоги спрашивают: "Любишь помидоры?" "Кушать, да, а так нэт". А у меня - наоборот). Похоже на Баксан, но попросторнее, больше леса, вообще зелени. Искупались в озере Кара-Кель и отправились искать место для пристанища. Никто ни дом, ни часть дома не сдает. Нашли, наконец, место... в саду. Расставили палатки, устраиваемся.

24-25 июля . Налаживаем быт, налаживаем аппаратуру. Покрапывает дождь временами.

26 июля . Почти весь день льет дождь. Появился Ираклий Шавишвили - большой знаток палеозойской геологии здешних мест. Обсуждаем планы и объекты работ.

27 июля . Осматриваем с Ираклием обнажения по Теберде. Здесь в основном палеозойские породы. Почти весь день нас сопровождает дождь. Когда он усиливается - работу прекращаем.

28 июля . Перебираемся на реку Большая Лаба - приток Кубани. Часть пути вдоль реки Кубань, плотина на реке, на ней огромными буквами "ТЕЧЕТ ВОДА КУБАНЬ-РЕКИ КУДА ВЕЛЯТ БОЛЬШЕВИКИ"

Дождь... едем в закрытом кузове машины, темно, трясет – дорога вдоль Лабы дрянная. Гена-шофер на развилке дорог кричит Мише: "Куда ехать?" Нам, конечно, из закрытого наглухо кузова виднее... Оформляем пропуска, т.к. долина Большой Лабы - заповедник. Ночуем на берегу реки. Земляничная поляна.

29 июля . На протяжении 8 км по Большой Лабе обнажаются конгломераты пермского возраста. И опять поливает дождь. Добрались до девонских диабазов (это древние измененные породы, бывшие базальты)... Голубая и пенисто-бурная, местами тихая и зеленоватая Лаба течет среди крутых склонов, покрытых густым лесом. Ущелье реки то расширяется до сотен метров, то сужается до десятка метров, склоны становятся отвесными.

30 июля . Вернулись в Теберду, а у Шавишвили с компанией свои дела на Лабе. Пытаемся пилить и мерить. Пила барахлит, образцы плохо мерятся - слабые, даже диабазы.

31 июля-2 августа . Работаем на обнажениях вдоль реки Теберды. Это красноцветные осадки (значит, отлагались в условиях жаркого тропического климата, вроде нынешней пустыни) пермского возраста с редкими прослоями - потоками лав. Опять же девонские диабазы (базальты). Они вдоль всего северного склона Большого Кавказа. Это называется – Марухский покров.

3 августа . С утра пилим-мерим. Во второй половине дня едем в Домбай (это самые верховья Теберды) - поглазеть и прокатиться на канатной дороге.

4 августа . Ждем Ираклия, чтобы ехать на реки Даут и Маруху. Пока продолжаем мерить образцы. Приехал - едем. Кубань желто-мутная, а Даут чистый, прозрачный.

Добирались с приключениями.

Приключение N1: доехали до устья Даута. Железный добротный мост, а перед мостом... шлагбаум! запертый на замок!! Выходит мальчик и требует пропуск!!! По Дауту - заповедник, в котором яков развели. Это новый заповедник, о котором Ираклий понятия не имеет. Соответственно, ни у нас, ни у Ираклия пропуска, естественно, нет. Уговоры не помогают. Идет машина, полная милиционеров. Останавливаем, просим помочь. Даже милиция бессильна, ни по-русски, ни по-карачаевски убедить стражей заповедника не могут и они. Приходится ехать назад в Карачаевск за пропусками. Теряем почти целый день...

Приключение N2: приехали в Карачаевск, идем получать пропуск, а у Миши Бобкова (он начальник отряда) по закону максимальной пакости первый раз за всю экспедицию с собой не оказалось документов. Ираклий дает свои и наш Бежан Асанидзе становится Ираклием Шавишвили и отправляется с Валерием Багиным в райисполком. Я не иду, т.к. я голый, на мне только шорты. Как ни странно, но пропуск нам выписывают. Ираклий торопится, объясняет, где разрезы на Дауте прямо у райисполкома, рисует схему на бумажке и уезжает...

Приключение N3: пока мы прощаемся с Ираклием и Гурамом, исчезает наша машина вместе с Мишей. Ищем - нет машины. И машина Ираклия ушла - ситуация. Идем пешком в сторону Даутского заповедника с расчетом или Миша вернется или проголосуем... Не прошли и пары километров - навстречу идет наша машина!

И вот мы в заповеднике, высоко на склоне, где уже нет ни деревьев, ни кустарников. Поздний вечер. Горит костер, готовится шашлык. Из-за приключений успеваем очень бегло осмотреть только один разрез, хороший оказался разрез, даже очень хороший... Шашлык готов! До завтра!

5 августа . Ночью сел туман. Утром туманно и тепло, даже душновато.

Так хорошо посидели вечером у костра, и такие неважные ночь и утро, днем вообще полил дождь.

Принялись за красноцветы с лавами, есть даже обожженные на контакте осадки - это наиболее благоприятный материал для палеомагнитной записи. И опять мощные скалы-обнажения диабазов. Местами видна подушечная отдельность, значит эти диабазы - лавы, изливавшиеся в девоне на дне морском.

6 июля. Перебираемся на реку Маруху - приток Кубани. С нами едет Ираклий Шавишвили. До темна успеваем осмотреть обнажения все тех же девонских диабазов все того же Марухского покрова. Мы его пересекаем в разных местах. Поляна, где мы ночуем, сплошь красная от земляники. Такого ее количества я еще не видал!

7 июля . Возвращаемся в Теберду. Кое-что мерим, а главное - БАНЯ.

Приехали грузинские геологи - знатоки мезозойской истории Северного Кавказа, юрского и мелового периодов. Приехал из Баку Акиф Гасанов просто спокойно поработать с нами, отдохнуть от бездельников бакинской палеомагнитной лаборатории, напрочь его заездивших.

8 июля . Осматриваем разрезы мела (осадки)-юры (осадки, лавы и небольшие интрузивные тела - интрузии - это магма, внедрившаяся в другие породы и там застывшая, в отличие от лав - магмы, выливающейся на поверхность Земли) по Кубани, Теберде, Зеленчуку и притокам Лабы в ее верховье. Остановились на ночевку возле пастушьей коровьей фермы. Ночь ясная. Поужинали чем бог послал: шашлык, помидоры и т.д… Костер с уроком экономической географии.

Вопрос: что нам дает Черкесия?

Ответ: яблоки, груши (в садах по дороге ведро натаскали), семечки (нарезали подсолнухов), мясо, молоко (угостили пастухи).

Улеглись под ясным небом, а в три часа утра закапал дождь. Легкая паника. Грузины забрались в свой газик (сидят), Миша и Валерий - в наш грузовик (полусидят), я, Бежан и Чубчик - под грузовик (лежим - спим) и лишь Акиф с Мамедом (его водитель) продолжают спать под дождем.

9 августа . Нет горючего. На заправках бензин не дают (все идет на уборочную), так что ехать на Большую Лабу невозможно. Работаем поблизости от дома - по дороге от Преградной в сторону Карачаевска, по речке Кефар. И тут начался такой ливень, что пришлось закругляться.

10-11 августа . С утра дождь. Северная окраина Теберды. Лазим по обнажениям нижнеюрских осадков и лав в сопровождении дождя. Заканчиваем двухдневный маршрут над селом Коста Хетагуров. Левый склон Теберды и вершина скалы с церковью. Даль, ширь, раздолье - взобрались на водораздел, здесь только травка, ниже корявые сосны в японском стиле - причудливо изгибают ветви и стволы.

12-14 августа . Перебрались вновь в долину Марухи – поподробнее изучить лавы и т.п. из Марухского покрова.

...Въехали в облако, туман, дорогу чуть видно, стало весьма прохладно (было душно). Потом эффектный спуск по крутизне и отвратной дороге. И вот широкая, зеленая и живописная долина Марухи. Сочетание отвесных скал, мягких зеленых склонов, соснового леса на склонах и в долине, голубая извивающаяся река. Кругом земляника, малина. Местами земляники так много, что даже противно собирать. Не помню, чтобы враз ел столько земляники. Куда ни встань, куда ни сядь, куда рукой ни обопрись, везде земляника.

По плану, чуть раньше - в 11.30 начался дождь. Благо обнажения диабазов вдоль дороги и близко от дороги. Методика следующая. Подъезжаем как можно ближе, выскакиваем к обнажению, быстро отбираем образцы, а запись делать ныряем обратно в машину... как кончили лазить по диабазам, так и дождь кончился...

Огромный камень не так давно свалился в реку, за ним образовался залом - естественная плотина. Перед ней довольно тихо, за ней – бурный поток. По камням и в потоке, не боясь нисколько бушующей клокочущей злющей воды, резвится пара куличков. Вода страстно рвется вперед, свирепея все больше из-за преград - мешающих ей камней – клокочущая страсть, рвущаяся наружу. Чем больше препятствий, тем страстнее рвение, больше злости и кипения. Убери преграды и страсть стихнет, вода потечет мягко и плавно. Почему-то это страстное кипение успокаивает. Завораживает и успокаивает. Тоска вроде немножко проходит. Хоть не уходи от реки. Но уже темнеет... Над рекой скалы. За них зацепились облака и свесились клочьями по распадкам.

15 августа . Вернулись "домой". Изучаем диабазы (бывшие подушечные лавы) по речке Джемагат (правый приток Теберды).

16-17 августа. Среднеюрские отложения и лавы по дороге Карачаевск-Кисловодск, в частности, близ села Верхняя Мара.

18 августа . Мощный поток андезитовой лавы на левом берегу Кубани, близ села Каменномостного. Последний объект - на закуску. Закругляемся.

-----------

Итак, кавказская эпопея закончилась. Итоги: успешная защита двух кандидатских диссертаций, Тхоа и Бежана. Доказано на основании палеомагнитных записей, что в палеозое юг Армении и Азербайджана, то что ныне называется Даралагезским поднятием, находился рядом с Африкой в южном полушарии. Позднее, повернувшись вокруг вертикальной оси градусов на 100-150, этот блок примкнул к южному краю Евразийского континента. Другие палеозойские блоки, Дзирульский и Локский, находились и в палеозое на краю Евразии. Примерно, 200-100 миллионов лет назад на месте Малого Кавказа (Закавказья) находилась островная вулканическая дуга вроде Курильской и простирание ее было широтное, и была она южнее нынешнего положения примерно на 20 градусов, в то время как край Евразии был южнее современного положения градусов на 10, соответственно, между дугой и южным краем Евразии существовало в то время море шириной примерно 1000км - вроде Черного моря. Позднее эта дуга "повернулась" по часовой стрелке на 30 градусов и заняла современное положение. Поворот этот связан с тем, что Африка приблизилась к Евразии и "клин" Аравийского полуострова вдавился в Евразию, в результате окружающие этот клин структуры изогнулись. Большой Кавказ все это время находился на краю Евразии. Граница между Мало-Кавказской дугой и Большим Кавказом проходила примерно по нынешней Аджаро-Триалетской зоне. Вот такие мобилистские чудеса понаоткрывали мы, поработав на Кавказе, и подтвердили тем самым концепцию Тектоники плит.

Это, надо сказать, был мощный мобилистский прорыв в цитадели фиксизма Институте физики Земли, где царствует В.В.Белоусов – крупный тектонист-фиксист. Белоусов в течение трех десятилетий заметно эволюционировал, от волновой тектоники, не признававшей ведущей роли разломов, до блоковой тектоники и признания крупных горизонтальных перемещений масс в результате их "выдавливания" и сдвигов. Но сказав А, он так и не сказал Б - горизонтальные смещения на сотни километров могут быть, а на тысячи, как это следует из мобилистских реконструкций, НЕТ!

А где такая граница? 200, 300, 500, а может 673 километра?.. Защита Тхоа прошла гладко - и женщина, и симпатичная, и иностранка, и директор ее поддерживает (хотя и он мобилизма "не понимает"). А бой был дан на защите Бежана. С ним можно не цацкаться. Нападение шло по нарастающей: от мягкого "почти положительного" выступления Марка Сомина, критического - Виктора Шолпо до " разгромного" - тяжелой артиллерии самого В.В. Бедный Бежан выглядел кроликом перед удавом, а отвечать должен он сам, это защита ЕГО диссертации. Начинает Бежан с того, что пытается налить в стакан из графина воды - руки дико дрожат, горло графина ударяет по стакану, вода льется мимо. Наконец, Бежан берет себя в руки, струя частично попадает куда надо. Он пьет и что-то не очень вразумительное шепчет, заикаясь, в общем, отвечает... Блестящую поддержку Бежан получает прежде всего в выступлении главного официального оппонента Льва Зоненшайна. И пошло-поехало. Результат голосования – Тхоа - единогласно, Бежан - один голос против (наверное, Белоусова).

После защиты Лева Зоненшайн удивляется, что защита состоялась и успешно. Я с ним соглашаюсь: "Да, трудно было".

Лева: "Я совсем не о том, а то, что в ВАШЕМ ИНСТИТУТЕ В ПРИНЦИПЕ МОГЛА СОСТОЯТЬСЯ ЗАЩИТА МОБИЛИСТСКОЙ ДИССЕРТАЦИИ! Как ты знаешь, наш Институт океанологии во главе с директором - мобилистский. У нас просто к защите даже не приняли бы фиксистскую диссертацию!"

Да, вот так-то ученые отстаивают свои концепции... самыми научными методами. Еще пример научного метода: в связи с дискуссией фиксистов-мобилистов появились статьи в... газете "Правда" в стиле лысенковских времен, с политическими обвинениями и ярлыками и т.п. – нужно справедливости ради сказать - и с той и с другой стороны...